Республика Мали

 

Основные сведения. Республика Мали – континентальное государство в Северо-Западной Африке. Граничит с Алжиром, Буркина-Фасо, Гвинеей, Кот-д’Ивуаром, Мавританией, Нигером  и Сенегалом.

Территория – 1241 тыс. кв. км, поделена на 8 областей (Гао, Кай, Кидаль, Куликоре, Мопти, Сегу, Сикассо, Томбукту). Столица – г.Бамако (1,9 млн. жителей).

Население – 16,4 млн. чел. (2014 г.), состоит из более чем 20 этнических групп: манде (50%), пель (17%), сонгаи (6%), туареги и мавры (10%) и др. До 80% населения проживает в сельской местности, 10% ведут кочевой образ жизни.

Денежная единица – франк КФА (по состоянию на апрель 2015 г.,           1 долл. США = 597 фр. КФА, 1 евро = 656 фр. КФА).

Государственный язык – французский, широко используются местные языки, прежде всего бамбара.

Основные религии. Ислам исповедуют свыше 90% населения, менее 2% – христианство, остальные придерживаются традиционных верований.

Национальный праздник – День независимости (22 сентября 1960 г.).

Высший законодательный орган – однопалатный Парламент (Националь­ное собрание). Депутаты избираются на 5 лет.

Высший орган судебной власти – Верховный Суд.

Состав высшего руководства страны.

Президент – Ибрагим Бубакар Кейта, избран 11 августа 2013 г. (приведен к присяге 4 сентября 2013 г.).

Глава правительства (Премьер-министр) – Модибо Кейта (назначен           8 января 2015 г.)

Министр иностранных дел, африканской интеграции и международного сотрудничества –  Абдулайе Диоп (с 11 апреля 2014 г.).

Политические партии. В Мали действует многопартийная система, официально зарегистрировано около 100 политических партий и объединений.

Историческая справка. Первое упоминание о малийской государственности относится к III веку н.э. На рубеже XIX – XX веков Мали была колонизирована Францией. В 1959 г. страна объединилась с Сенегалом в составе Федерации Мали, которая 20 июня 1960 г. обрела независимость. Спустя два месяца Сенегал вышел из объединения, и 22 сентября 1960 г. была провозглашена Республика Мали. Первый президент М.Кейта установил тесные связи с СССР, выступил одним из основателей Организации африканского единства и Движения неприсоединения. В ноябре 1968 г. в результате переворота к власти пришел М.Траоре, взявший курс на сближение с Францией. В марте 1991 г. произошел военный переворот во главе с  полковником А.Т.Туре. После завершения переходного периода на выборах 1992 г. был избран А.У.Конаре, взявший курс на построение демократического государства с рыночной экономикой.

По результатам выборов в июне 2002 г. президентом страны стал генерал Амаду Тумани Туре. В апреле 2007 г. он был переизбран на второй пятилетний срок.

           С января 2012 г. Мали оказалась ввергнутой в открытый вооруженный конфликт с экстремистскими силами на севере страны, явившийся следствием ливийского кризиса. В начале 2012 г. коалиция сепа­ратистских, террористических и исламистских сил провозгласила на территории трех северных регионов (2/3 территории страны) т.н. государство «Азавад». Положение серьезно осложнил осуществленный накануне президентских выборов военный переворот 22 марта 2012 г., вызвавший беспрецедентный внутриполитический кризис и паралич власти.

Благодаря вооруженному вмешательству Франции (операция «Сервал», с 13 июля 2014 г. – «Бархан»), афромиротворцев («АФИСМА») и развертыванию Многопрофильной комплексной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали (МООНСМА) территориальная целостность страны была формально восстановлена.

Состоявшиеся при поддержке международного сообщества в июле-августе 2013 г. президентские выборы и формирование новым президентом И.Б.Кейтой инклюзивного правительства стали важным этапом в возобновлении легитимного правления и конституционного порядка в стране. В ноябре – декабре 2013 г. в Мали прошли парламентские выборы.

Внутриполитическая ситуация в целом остается сложной и нестабильной. Власти не контролируют в полной мере северные территории, которые остаются оплотом различных вооруженных групп, сепаратистских движений и международных террористов.

При посредничестве Алжира в настоящее время осуществляются попытки наладить общенациональный диалог с участием всех сторон внутрималийского конфликта, подписавших Уагадугское соглашение от 18 июня 2013 г. Сложные переговоры пока реальных успехов не принесли, тем не менее, их продолжение вселяет надежду на мирное урегулирование. Осложняющим моментом является продолжение вооруженных провокаций, нападения на миссию МООНСМА со стороны боевиков радикальных организаций. В настоящее время на повестке дня – предварительно назначенное на 15 мая с.г. в Бамако подписание соглашения о мире и примирении в Мали, подготовленного группой посредников во главе с Алжиром.

Важнейшей задачей Мали во внешнеполитической сфере на текущем этапе является поиск помощи и поддержки мирового сообщества, прежде всего Франции и ЕС, для окончательного урегулирования статуса северомалийских территорий, обеспечения посткризисного восстановления и устойчивого социаль­но-экономического развития.

По заявлениям малийского руководства, партнерские отношения с Россией остаются одним из неизменных приоритетов внешней политики Бамако.

Экономика. Мали входит в число беднейших стран мира. По индексу развития чело­веческого потенциала ПРООН она занимает 182 место из 186. За чертой бедности остаются около 42% населения.

В общем объеме ВВП (11,3 млрд. долл. США) 35,6% составляют земледелие, животноводство, лесное хозяйство и рыболовство; промышленность, строительство и энергетика – 28,4%; торговля и                    услуги – 36%.

Основой экономики является сельское хозяйство, в котором занято около 80% трудоспособного населения. Нынешний курс правительства  направлен на создание современного агропромышленного производства. Ведущая культура – хлопок (в год собирают до 450 тыс. т), который приносит свыше 40% валютных поступлений. Продукция животноводства удерживает третью позицию в экспорте страны после хлопка и золота (доля в ВВП – 12%).

Ведущие отрасли промышленности – горнорудная и перерабатывающая. Мали – третий по объему производитель золота в Африке (45-50 т в год и еще 4 т получается путем ручной промывки) и 11-й – в мире. Оставшиеся разведанные запасы золота оцениваются как 600-800 т, чего при существующих темпах добычи должно хватить на 15-20 лет. Добычу драгметалла в стране осуществляют 9 зарубежных компаний, в каждой из которых малийское государство имеет 18/20-процентную долю. Крупнейшие золотодобывающие прииски расположены в районах Садиола, Ятела, Табакото, Луло, Морила, Сиама и Калана.

В республике имеются несколько зон, наиболее богатых другими полезными ископаемыми (в т.ч. нефтью): Кай, Сикассо и Кидаль. Запасы фосфатов оцениваются в 20 млн. т., бокситов – в 40 млн. т, железа – в 5-6 млрд т, при этом месторождения бокситов еще никем не разрабатывались. Открыты залежи алмазов, меди, цинка, свинца, лития, олова, урана, тантала, марганца, мрамора, известняка. Разведка и эксплуатация месторождений проводится примерно 20 частными компаниями и ежегодно приносит в госбюджет в среднем 380 млн долл. в виде налогов.

Обрабатывающий сектор экономики представлен в основном предприятиями по производству хлопкового и арахисового масла, переработке хлопкового волокна.

Иностранная помощь. Страна остается зависимой от средств, выделяемых донорами. За счет внешней финансовой помощи покрывается треть ее бюджет­ных расходов (1,1 млрд долл.). Ос­новные доноры: ПРООН, ЕС, США, Франция, МВФ, Всемирный банк, Ислам­ский банк развития и другие международные финансовые организации.

Наиболее активные торгово-экономические связи Мали поддерживает с Францией и другими членами Евросоюза, а также с США, КНР, Японией, ЮАР, Алжиром, Нигерией, Кот-д’Ивуаром и Сенегалом.

Вооруженные силы (ВС) Мали насчитывают около 15 тыс. чел. и комплектуются как по призыву, так и на добровольной основе. Главнокомандующим является Президент. Практическое руководство ВС осуществляется Министерством обороны и по делам ветеранов, а также Генеральным штабом. Кроме регулярной армии, в их состав входят подразделения республиканской гвардии, полиции, жандармерии.

В результате серии поражений в столкновениях с сепаратистами на севере в начале 2012 г. малийская армия оказалась фактически дезорганизованной. Проводится работа по ее воссозданию и переоснащению; активную роль в этом процессе играют Париж, недавно заключивший с Бамако соглашение о военном сотрудничестве, а также ЕС.

Наука. В Мали действует ряд научно-исследовательских центров: Институт гу­манитарных наук, Институт фундаментальных наук и прикладных исследова­ний, Сельскохозяйственный и политехнический институт, Университетский институт управления, Центр арабской документации и исторических исследо­ваний им. Ахмеда Баба в Томбукту, Национальный институт исследований в области общественного здравоохранения, Институт сельского хозяйства и др. Малийская Национальная библиотека, основанная в 1913 г., является одной из крупнейших в Западной Африке.

Культура. В Мали сохраняется устная традиция сказителей-гриотов (мифы, легенды, пословицы). Основоположниками национальной литературы на французском языке являются Ф.Д.Сиссоко и С.Б.Куйате. Имеется национальная драматургия. Крупной величиной малийского кинематографа и в целом в Африке является кинорежиссер С.Сиссе, выпускник ВГИК СССР. Развита полиэтническая музыкальная культура, песни и танцы. Важной частью национальной культуры являются декоративно-прикладное и изобразительное искусство, маски, скульптуры.

Система образования Мали включает начальное, специ­альное среднее, профессионально-техническое и высшее образование. Около 84% детей охвачены школьным образованием. При этом общий уровень грамотности населения не превышает 33%.

СМИ. С 2011 г. кроме основного малийского телеканала «ОРТМ» начал вещание второй общенациональный телеканал «ТМ2». Всего в стране  более 60 газет и радиостанций, включая оппозици­онные.